15:30 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ПЕРВОКЛАШЕК | |
Первый класс – очень ответственный период в жизни каждого ребенка. Новый коллектив, необходимость соблюдения дисциплины, сам процесс обучения, требующий усидчивости и концентрации внимания, – все это вызывает большие нагрузки на организм 6-7- летнего ребенка. В силу своих физиологических особенностей дети этого возраста не могут долго заниматься одной и той же работой, сидеть неподвижно и молча, поскольку они способны сохранять активное внимание всего 15-20 минут. Затем наступает утомление, и дети начинают отвлекаться. Физкультурные минутки, поэтому, представляют собой важное оздоровительное мероприятие, содействующее предупреждению утомления и повышению работоспособности учащихся. Для первоклассника очень важно проведение физкультминуток в ходе урока, а также дома при выполнении какого-либо задания в статической позе или занятиях у компьютера. После физкультурной паузы усиливается дыхание и кровообращение, уменьшаются застойные явления в сосудах нижних конечностей и органах таза, повышается внимание, умственная работоспособность, мышечный статус, улучшается осанка. При проведении физкультминутки должен быть обеспечен доступ свежего воздуха. Физкультурная пауза продолжается 2-3 минуты и включает 3-4 простых упражнения для конечностей и туловища. Для снятия "общего" мышечного утомления можно использовать следующий комплекс, выполняемый стоя: "Пловец" – ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, колени полусогнуты. Поднять согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вниз и медленно выполнять пружинные движения руками вперед - в стороны - назад, имитируя движения при плавании брассом. Выполнять плавно, не спеша, с максимальным расслаблением мышц – 8-10 круговых движений в горизонтальной плоскости, не опуская руки вниз. "Гребец" – руки опущены, одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки перед собой вверх. С медленным выдохом наклонится вперед; не сгибая руки, опустить вниз и отвести назад по дуге. Повторить движения 4-6 раз. "Черпаем море, разводим облака" – руки опущены, левая нога стоит впереди, колени полусогнуты. С медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх (ладонями, обращенным друг к другу), прогнуться назад. Наклоняя туловище вперед и делая медленный выдох, скрестить руки перед коленями, выполнить 4-6 раз. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: • старайтесь выполнять упражнения вместе с ребенком; • постоянно наблюдайте за ним; если у ребенка пропал интерес к занятиям, то видоизмените упражнение, предложите выполнение комплекса под музыку или придумайте к нему какую-то сказку и т.д.; • упражнения физкультурной паузы периодически заменяйте другими с учетом, что всегда обязательным является упражнение на потягивание; • не включайте в комплекс физкультминутки сложных движений, требующих значительной физической нагрузки; они должны способствовать расслаблению мускулатуры; • создайте доброжелательную атмосферу, не делайте грубых критических замечаний, не одергивайте ребенка – это может оттолкнуть его не только от занятий, но и от общения с вами; • старайтесь максимально сосредоточить внимание ребенка на выполняемых упражнениях, а в основе полного внимания всегда лежит интерес к тому, что делаешь; • учитесь и совершенствуйтесь вместе с ребенком! ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ (памятка для населения) Закаливание – это система мероприятий, повышающих устойчивость организма по отношению к различным влияниям внешней среды и, прежде всего, к ее температурным изменениям. Закаленный организм обладает большей сопротивляемостью к отрицательным воздействиям и менее восприимчив к заболеваниям, особенно простудным, а также – к инфекционным болезням. Часто болеющие дети условно могут быть разделены на 2 группы: I – с интервалом между перенесенными острыми респираторными вирусными инфекциями 2-3 недели и более; II – у которых очередная ОРВИ наблюдается раньше, чем через 1-2 недели (т.е. практически постоянно сохраняются насморк, кашель, легкое покраснение зева). Эти дети особенно нуждаются в закаливающих процедурах, выбор которых проводится строго с индивидуальным подходом и под наблюдением педиатра. В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы, причем, закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем, при непременном соблюдении следующих условий: 1) системность в течение всего года (если ребенок заболел на фоне проведения закаливающих процедур, то они возобновляются сразу или через определенный период после перенесенной болезни, по разрешению врача, с того же температурного режима, на котором были прерваны или на 1ºС выше последней закаливающей процедуры); 2) учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания (воздушные методы, такие как сон при открытой форточке, одностороннее проветривание помещения, прогулки и игры на свежем воздухе, – не имеют противопоказаний); 3) постепенность увеличения силы воздействия используемого фактора (часто болеющим детям начальная температура воздуха, воды рекомендуется на 2-3 градуса выше, чем здоровым детям (оптимальная температура воздуха в помещениях +23ºС и выше, летом на улице – та же; зимой на свежем воздухе – -9-14ºС); снижение температурного режима должно проводиться медленнее (на 1ºС каждые 3-4 дня, в зависимости от привыкания, через 5-6 дней). Конечная температура каждого метода закаливания определяется врачом; 4) для закрепления эффекта закаливающего действия в последнем температурном режиме продолжать закаливание в течение 2-3 месяцев. Только затем переходить к новой форме закаливающих процедур; 5) соблюдение очередности введения закаливающих процедур (начинать воздушные ванны на свежем воздухе летом с 2-3 минут с постепенным увеличением времени до 45-60 минут при хорошей переносимости, в тени, при отсутствии ветра и активном движении ребенка. Время проведения – дважды в день через 1 час после завтрака и через 2 часа после обеда; водные закаливающие процедуры часто болеющим детям могут быть ограничены умыванием, обтиранием, обливанием ног. Начальная температура воды +36ºС с постепенным снижением до комнатной температуры. Полезны контрастные обливания стоп с температурой воды +38º+28º+38ºС на высоте воды 5-6 см от кожных покровов. При обтирании теплой водой ее температура снижается каждые 5-7 дней на 1 градус с доведением до +26º+25ºС. Общие обливания, а также купание в акватории имеют сильное закаливающее действие, их следует проводить после достаточного привыкания и хорошей адаптации к более мягким формам водного закаливания после согласования с врачом. Каждая водная процедура должна заканчиваться растиранием кожи махровым полотенцем до легкого порозовения. Температура воздуха во время купания должна быть не ниже +24º+22ºС, а воды – +22 ºС. Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки в любое время года при соответствующей для погодных условий одежде. Использовать солнечные ванны можно только после согласования с врачом. Они противопоказаны при общем недомогании, повышенной нервной возбудимости, любом остром инфекционном заболевании и обострении хронических, а также при сердечно-сосудистых заболеваниях и анемиях. Допускается облучение рассеянными и отраженными солнечными лучами; 6) все закаливающие процедуры должны проводиться при спокойном, радостном эмоциональном настрое ребенка. В противном случае – закаливание или не принесет желаемого результата, или вообще отпугнет ребенка. Закаливание ослабленного ребенка – большой труд для родителей. Но вместе с тем, большим счастьем для всей семьи станет окрепшее здоровье и звонкий смех забывшего о болезнях сына или дочки. | |
|