09:26 Большие расстояния – не помеха | |
Наркологическая служба работает по всему Приморью – от крупных городов до самых отдалённых районов. Несмотря на многие проблемы, в том числе нехватку кадров, организовать профилактику и лечение наркологических заболеваний удалось на высоком уровне. Врачи, что называется, берут не числом, а умением – все специалисты постоянно повышают профессиональный уровень, изучают новые методики терапии. Руководство Краевого наркологического диспансера организует семинары и тренинги, а также регулярно оценивает качество оказываемой помощи. Благодаря современным технологиям, теперь большие расстояния – не помеха: провести конференцию можно в формате вебинара. О том, как организована наркологическая служба в районах Приморского края, рассказал заведующий организационно-методическим и консультативным отделом ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» Игорь Михайлов.
Край как единое звено
Наркологическая служба Приморья имеет чёткую определённую структуру. Главное учреждение – Краевой наркологический диспансер, расположенный во Владивостоке. Он включает поликлиническое отделение, стационары, лабораторию. Филиалы медучреждения находятся в Артёме и Находке. Кроме того, в Дальнегорске, Уссурийске и Спасске-Дальнем существуют психиатрические больницы, в структуру которых входит наркологическая служба – амбулаторно-поликлинические подразделения и стационары. Во всех остальных районах на базе ЦРБ и ЦГБ организованы наркологические кабинеты. - Наркологические кабинеты не подчиняются напрямую диспансеру, так как являются структурными подразделениями больниц, - рассказывает Игорь Владимирович. - Но методически специалисты в определенной степени зависят от нас. Мы регулярно выезжаем и оцениваем качество оказания помощи, в случае необходимости, можем что-то посоветовать или рекомендовать. Постоянно поддерживаем связь с наркологами, на территориях края оказываем методическую помощь, организуем обучение, проводим семинары и тренинги. Специалист не должен быть оторванным от внешнего мира, в каком бы отдалённом районе не приходилось бы работать. Как отмечает специалист, движение пациентов наркологического профиля определяется приказами по маршрутизации. Сначала человек обращается за помощью в наркологический кабинет по месту жительства. Там же он может пройти лечение и реабилитацию амбулаторно. При наличии показаний и желания пациента, врач направляет его в стационар. - Как правило, пациенты распределяются по территориальному признаку, - объясняет заведующий организационно-методического отдела. - Человек направляется в близлежащий стационар или в Краевой наркологический диспансер. То есть, например, жители Черниговского и Кировского районов отправятся в больницу города Спасска-Дальнего или в ГБУЗ «КНД» г. Владивостока. А вот что касается исследований на наличие ПАВ в организме, то они проводятся в химико-токсикологической лаборатории Краевого наркологического диспансера, которая обслуживает все ЛПУ края.
Три ступени профилактики
На плечи краевых наркологов ложится огромная работа. Помимо лечения пациентов, специалист должен решать различные организационные задачи, взаимодействовать с наркоконтролем (входит в структуру УВД), с социальными службами, народным образованием, молодёжными комитетами. Врачи наркологических кабинетов регулярно отчитываются перед Краевым наркологическим диспансером. За каждой цифрой в отчёте стоят реальные люди, которым была оказана помощь на пути избавления от зависимости. Ещё один пласт деятельности – профилактика. Ведь легче предотвратить заболевание, чем бороться с его последствиями. - Профилактика бывает первичная, вторичная и третичная, - делится Игорь Владимирович. - Первичная направлена на здоровых людей, её цель – это формирование у населения установки на здоровый образ жизни. Врачи-наркологи регулярно читают лекции, проводят беседы, семинары в школах и на предприятиях. Размещают статьи в газетах, выступают на телевидении и радио – по краю есть достаточно много местных радиоточек, и сотрудники наркологических кабинетов там частые гости. Вторичная профилактика направлена на тех, кто имел опыт употребления алкоголя и наркотических веществ. Здесь врач тесно взаимодействует с отделами наркоконтроля УВД Приморского края, отделом по делам несовершеннолетних, Федеральной службой исполнения наказаний (ГУФСИН). Как правило, начинающие употреблять наркотики попадают в поле зрения правоохранительных органов, и их по решению суда могут направить в наркологическую службу – пройти диагностику, медицинский осмотр, а если необходимо – то и лечение, и последующую реабилитацию. Третичная профилактика направлена на социальную адаптацию лиц, прошедших курс лечения. Главная задача здесь – поддержать состояние ремиссии, то есть не дать человеку «сорваться». Потому что наркологическое заболевание – хроническое. Если вы приобрели зависимость, то вы приобрели её на всю жизнь. Излечиться окончательно нельзя, но можно добиться ремиссии, то есть стойкого выздоровления. В понимании простого обывателя алкоголик или наркоман – это опустившийся человек. Когда подобные личности попадают в поле зрения специалистов, у них уже часто запущенные формы заболевания. Между тем зачастую к наркологам обращаются люди достаточно состоятельные, имеющие стабильный заработок, работающие в государственных учреждениях, т.е. достаточно сохранные личности, и мы их не замечаем в повседневной жизни. Как правило, тот, кто прошёл курс реабилитации и прекратил употреблять алкоголь и наркотики, не афиширует своё прошлое. Такие люди зависимые, но благодаря лечению могут жить нормальной жизнью среди других.
Кадровый вопрос – бич медицины
Лечение, реабилитация, профилактика, взаимодействие с различными структурами – всем этим должен заниматься районный врач-нарколог. Штатное расписание кабинета предусматривает наличие должности медицинского психолога, специалиста по социальной работе (высшее образование) и социального работника (среднее образование). Также может быть введена ставка детского нарколога. Однако в реальности ситуация обстоит иначе. Должности предусмотрены, а физических лиц нет. Проблема с кадрами – бич современной отечественной медицины – не обошла стороной наркологическую службу. Порой в районах даже нет нарколога, должность совмещает психиатр или врач другой специальности. - У нас просто нет этих специалистов, нет квалифицированных кадров, - сетует Игорь Михайлов. - Врачи психиатры-наркологи присутствуют, хоть и не везде, и медицинские аспекты ещё как-то закрываются. Но вот психологи и специалисты по социальной работе – это очень большая проблема. Их очень мало. Подобными специалистами более или менее укомплектован наркологический диспансер во Владивостоке и краевые психиатрические больницы в крупных городах, про районы и говорить нечего. Из всех ЦГБ и ЦРБ социальный работник в структуре наркологического кабинета имеется только в г. Арсеньеве, и всё. И это очень серьёзная проблема. Люди не хотят идти работать по специальности. Хоть они и заканчивают, получают высшее образование, но в профессии мало кто остаётся. Многие уходят в бизнес, туда, где платят. В государственном здравоохранении зарплаты не высокие. Молодой специалист, закончивший университет в двадцать с лишним лет, как правило, получает небольшую заработную плату. Не все согласны работать за такие деньги. И в районы далеко не все специалисты хотят ехать, даже те, кто родом из глубинки. Оседают во Владивостоке, город засасывает людей. Сюда приехал, проучился пять лет, появились знакомые, друзья. Да и обеспечить себя материально здесь проще. Конечно, органы власти пытаются исправить ситуацию, проводят умелую кадровую политику. Работает программа «Земский доктор», в рамках которой специалистам, отправляющимся работать в сельскую местность, выделяется миллион подъёмных. В некоторых районах молодым специалистам предоставляют жильё. Ситуация постепенно выправляется, но кадровый вопрос всё ещё остаётся открытым. Дефицит кадров связан ещё и с тем, что работа с зависимостью достаточно тяжёлая. Она трудоёмкая, эмоционально насыщенная, пациенты очень сложные. Зачастую специалисты, работающие в наркологии, быстро эмоционально выгорают.
Неоднозначность оценки
- Что касается количества наркологических пациентов в разных районах Приморья, то однозначно его оценить нельзя, - отмечает Игорь Владимирович. - Интересная тенденция: как правило, высокий уровень заболеваемости там, где есть нарколог. Специалист работает, к нему обращаются люди. Больше всего наркологических пациентов фиксируется в крупных городах. Всего в Приморье больных алкоголизмом 23 303 человека. Средний краевой уровень – 1 230,0 на 100 000 населения. Этот показатель выше в Артёме, Дальнереченске, Лесозаводске, Спасске-Дальнем. Высокие цифры в Надеждинском районе, нарколог работает там очень инициативно. На диспансерное наблюдение к наркологу попадают разными способами – кто-то обращается сам, кого-то заставляют родственники, когда понимают, что нужно решать проблему – физическое состояние ухудшилось, с работы гонят, семья разваливается. Кто-то направляется правоохранительными органами, когда обязывают через суд пройти диагностику и лечение. Реально охватить и оценить весь пласт населения, злоупотребляющего психоактивными веществами и находящегося на той или иной стадии заболевания, невозможно без серьезных социологических исследований. Существуют определенные методики социологических исследований, включающие в себя различные параметры. Например, когда ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер» участвовал в Европейском проекте «Помпиду групп» (исследование уровня употребления наркотиков в крупных городах Европы), в который, кстати, включили и г. Владивосток, то анализировались: социально-демографическая характеристика населения, обращаемость; данные анкетирования школьников; инфекционная заболеваемость, связанная с гепатитами B, С, ВИЧ/СПИД; преступность, связанная с наркотиками; госпитализация в стационары в связи с отравлениями, данные со скорой помощи о количестве передозировок, и так далее. Подобными исследованиями должны заниматься социальные службы.
Знания – сила
Врач-нарколог, работающий в отдалённом районе, остаётся один на один с огромным количеством самых разнообразных задач. Как правило, действовать и принимать решения ему приходится в одиночку. Поэтому знания доктора, его квалификация имеют определяющее значение. В Краевом наркологическом диспансере уже давно организуются образовательные семинары и тренинги, на которые собираются специалисты со всего Приморья. Такие мероприятия – не просто дань традициям, а жизненно необходимое условие для успешной деятельности наркологической службы края. - В 90-е годы, после развала Советского Союза, для наркологической службы наступили тяжёлые времена, - вспоминает Игорь Михайлов. - Финансирование урезали, подразделения начали сокращать, многие врачи уволились. Чтобы в таких условиях не сдавать позиции и продолжать эффективно выполнять свою работу, мы решили поднять профессиональный уровень сотрудников. Взять не количеством, а качеством. Стали проводить семинары и тренинги, обучать врачей психотерапии, современным методам лечения пациентов. Дважды в год организовывали обучение сроком от семи до десяти дней, для этого приглашали ведущих специалистов из разных городов России – Москвы, Красноярска, Новосибирска, а также зарубежных специалистов. Наши сотрудники изучали опыт работы с зависимостями зарубежных коллег в Польше, Германии, США, Китае и других странах. Сейчас мы продолжаем проводить образовательные мероприятия, только формат несколько изменился – как правило, семинары уже двухдневные или трёхдневные. Приглашаем как отечественных специалистов, так и из-за рубежа. Современные технологии дают много возможностей для общения с коллегами на расстоянии. Мы уже провели несколько мероприятий в формате вебинара. Это очень удобно, если нужно обсудить какую-то важную проблему, и это можно сделать в течение одного дня. Специалистам со всего края не нужно приезжать во Владивосток, информацию они могут получать, не покидая своего рабочего места. Также сейчас мы прорабатываем возможность проведения видеоконференций. В целом такие мероприятия – не только способ повышать уровень знаний, решать какие-то актуальные вопросы, но и прекрасная возможность для профессионального общения, обмена опытом. Мы все друг друга знаем, прекрасно общаемся, и пусть даже некоторые из нас находятся на расстоянии в несколько сотен километров, они не чувствуют себя отрезанными от мира. Мы живём и работаем как большая семья. Источник: VladMedicina.ru | |
|